[егип.- Главы о выходе к свету дня/Изречения о выходе в день], собрание древнеегип. религ. текстов, связанных с заупокойным ритуалом. «К. м.» является 3-й условно выделяемой стадией развития произведений, связанных с древнеегип. погребальным ритуалом, после Текстов пирамид и Текстов саркофагов, с к-рыми «К. м.» частично связана. Фрагменты еще не сформированной «К. м.» наряду с Текстами пирамид и Текстами саркофагов впервые использованы в погребальном ритуале в гробнице царицы Ментухотеп из 13-й династии (ок. 1700 г. до Р. Х.). Широкое распространение К. м. получила в погребениях членов 17-й династии, правившей в Фивах (1-я пол. XVI в. до Р. Х.). Со времени 18-й династии, объединившей Египет и в сер. XVI в. до Р. Х. создавшей Новое царство, «К. м.» становится обязательным элементом погребального ритуала. «К. м.» создавалась преимущественно жрецами из Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Гелиополя, Бусириса и Буто. Исследователи считают, что жрецы из Фив не имели отношения к ее созданию, т. к. в ней не упоминается Амон - главный фиванский бог. В эпоху Саисского возрождения (правление 26-й династии в VII-VI вв. до Р. Х.) была сформирована новая каноническая версия «К. м.», к-рая в дальнейшем использовалась в царских и др. погребениях Египта до рубежа I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. Наиболее поздние папирусные копии «К. м.» в Египте рим. эпохи датируются предположительно II в. по Р. Х. «К. м.» состоит из молитв и гимнов богам, магических заклинаний, записей погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и др.). Эти изречения-тексты условно называют главами, порядок и их число в разных списках были различными, общее число изречений «К. м.» ок. 200. Первое издание «К. м.» по папирусному тексту Птолемеевской эпохи (кон. IV - I в. до Р. Х.) предпринял в 1842 г. нем. египтолог К. Р. Лепсиус (1810-1884). Он же впервые использовал принятое ныне название сборника «Книга мертвых» и предложил ее разделение на главы. Условно ее композиция делится на 4 части. 1-16-я главы: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны богам Ра и Осирису. Главы 17-63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. Главы 64-129: «выход в день» - превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье (ладье «миллионов лет»): возвращение в гробницу; загробный суд. Главы 130-162: прославление умершего - тексты, которые читали в продолжение года на праздники, в дни подношения даров умершему с целью обезопасить его. Реконструированный совр. учеными полный текст саисской редакции «К. м.» состоит из 192 глав. Папирусом с текстами «К. м.» оборачивали мумию; иногда изречения писали на вложенных папирусах или на стенах саркофага, а в период правления 21-й династии (ок. 1075-945 гг. до Р. Х.) появилась «К. м.», состоящая из рисунков. Представления о загробной жизни древних египтян см. в статьях Египет Древний; Ка и Ба.